Вестник

Линейное время современного культурного сознания неразрывно связано с представлениями о том, что каждое событие сменяется последующим, причём ушедшее в прошлое перестаёт существовать. Признак реальности приписывается лишь настоящему времени. Прошлое существует как воспоминание и причина - настоящее как реальность, будущее как следствие. С этим связано убеждение в том, что если подлинной реальностью обладает лишь настоящее, то смысл его раскрывается только в будущем. Отсюда стремление выстраивать события в единую движущуюся цепь и организовывать её причинно-следственными связями.
Древнерусское сознание исходило из иных представлений. Лежащие в основе миропорядка "первые" события не переходят в призрачное бытие воспоминаний - они существуют в своей реальности вечно. Каждое новое событие такого ряда не есть нечто отдельное от "первого" его прообраза - оно лишь представляет обновление и рост этого вечного "столбового" события. Каждое убийство братом брата не представляет собой какого-либо нового и отдельного поступка, а является лишь обновлением Каинова греха, который сам по себе вечен.
Поэтому особенно великим грехом являются новые, неслыханные преступления: они получают с момента своей реализации бытие, и каждое новое их повторение падает на голову не столько непосредственно совершившего их грешника, сколько на душу первого преступника. Точно так же и великие и славные дела лишь оживляют вечно существующую, и единственно реальную "первую славу", звонят в неё, как в колокол, который имеет реальное бытие и тогда, когда молчит, в то время, как звон его - не бытие, а свидетельство бытия.
(...)
Такой тип сознания обращает мысль не к концу - результату, а к началу - истоку".

Ю.М. Лотман "Внутри мыслящих миров"